17 апреля в Азовском филиале ГБПОУ РО «ДПК» состоялся педагогический совет по теме: Понимание психологии современного студента: «проблема неосознаваемого сопротивления обучению».
В процессе рассмотрения и осмысления данной проблемы, была сделана попытка анализа причин тех трудностей, которые возникают во взаимодействии педагогов с учащимися. Одной из очевидных причин является то, что современные ученики - это дети нового поколения (так называемого поколения «Z»), выросшего в цифровой среде. Мир этих детей в большей степени виртуальный, чем реальный. Неограниченный доступ к информации придает им уверенность в своих взглядах, которые далеко не всегда правильны. Мир цифровых технологий изменяет психологию учащегося. Меняются способы приобретения учеником новой информации, её восприятия и переработки. Меняются мировоззрение и интересы учащихся, их отношение к себе, друзьям, педагогу... Об этом и многом другом мы услышали из выступления к. псих, н., педагога-психолога высшей категории МБОУ СОШ №1 г. Азова, Гавриловой Анны Валерьевны. Школа сейчас снова решает вечный конфликт поколений «отцов и детей», который обострился троекратно. Молодое поколение «Z», так называемые дети «мусорного опыта» (метафора А. А. Вахрушева), уже в первом классе в своей ладошке держат целую мировую коробочку знаний - интернет, и одним кликом за секунду получают ответ, при чем «живой» со звуком, пространством... Поколение «Z» воспринимают окружающий мир через призму чужого опыта. Проблема в одном: как научить ребёнка разбираться с этим потоком интересного, полезного, а иногда и просто лишнего? Как вместе с учеником поколения «Z» «прибраться» в этом потоке, систематизировать, классифицировать, обобщить, интерпретировать смыслы, то есть вернуть ученика в мир реальности «сотрудничества взрослых и детей»? Готовы ли мы, педагоги, не брюзжать и сетовать, а действовать?
Во второй части педагогического совета был заслушан доклад преподавателя психологии высшей категории, Николаевой Анны Иосифовны по теме: «Проблема неосознаваемого сопротивления студентов обучению». В докладе рассмотрены формы сопротивления и причины, которые препятствуют возможности студентов учиться. Поскольку, уже в самой трактовке темы педагогического совета заложен психоаналитический смысл, в выступлении докладчика была представлена психоаналитическая концепция механизмов неосознаваемого сопротивления обучению и определены пути решения проблемы. Повышение эффективности процесса образования возможно лишь в том случае, если мы будем рассматривать его не как обыденную, хорошо мотивированную, подконтрольную сознанию деятельность, а как психически травматичный, энергетически затратный, возможный лишь при специфическом, основанном на доверии, отношении учащихся к обучающему.
Только изменив свои установки на процесс обучения, понимая психологию студентов современного поколения, вырабатывая в себе и демонстрируя стиль «Заботливой Альфы», можно преодолеть барьер непонимания и отчуждения между студентом и преподавателем, а, следовательно, повысить общий уровень образованности наших студентов.
А. И. Николаева