Методическая неделя, традиционно проходившая в филиале ГБПОУ РО ДПК в г. Азове в каникулярный период, является связующим звеном методической работы и одним из компонентов системы повышения квалификации педагогов. Она предназначена создавать условия для педагогического творчества, самообразования и совершенствования педагогического мастерства работников Филиала.
Тема методической недели: «Достижение нового качества образования в современных условиях реализации ФГОС СПО».
Методический семинар, проходивший 11 января 2019 г. был посвящен проблеме повышения уровня финансовой грамотности педагогов, а также совершенствованию компетенций формирования финансовой грамотности у разных категорий обучающихся. Руководителем семинара выступила заведующая филиалом ГБПОУ РО «ДПК» в г. Азове Т.Л. Божинская.
Финансовая грамотность наряду с навыками чтения письма, математической и естественнонаучной грамотностью и т.д., является одним из базовых навыков образования XXI века.
Обсуждая актуальные проблемы современного образования, преподавания различных дисциплин в рамках действующего образовательного стандарта, проблем в обучении учащейся молодежи, преподаватели были ознакомлены с некоторыми исследованиями, посвященными образовательным достижениям российских учащихся. Одно из таких - мониторинговые исследования PISA (Programme for International Student Assessment). Источник: https://rosuchebnik.ru/material/issledovaniya-pisa-2018-v-rossii/.
Основной целью исследования PISA является оценка образовательных достижений учащихся 15-летнего возраста. Ключевой вопрос исследования – «Обладают ли учащиеся 15 - летнего возраста, получившие общее обязательное образование, знаниями и умениями, необходимыми им для полноценного функционирования в обществе?»
Результаты этих исследований показывают, что уровень подготовки школьников по естественно-математическим предметам устойчиво превышает средние международные показатели. Российские школьники не имеют существенных различий в общеобразовательной подготовке со своими сверстниками из большинства развитых стран мира. Вместе с тем итоги этих исследований показывают, что при наличии достаточно высоких предметных знаний и умений российские школьники испытывают затруднения в применении этих знаний в ситуациях, близких к повседневной жизни, а также в работе с информацией, представленной в различной форме, характерной для средств массовой информации. Все сказанное лишний раз подтверждает необходимость инициированной правительством модернизации российского образования и требует активного участия всего общества в реализации этой реформы (Г.С. Ковалева, Э.А. Красновский, Л.П. Краснокутская, К.А. Краснянская «Результаты международного сравнительного исследования PISA в России»).
14 января в рамках Методической недели - 2019 для преподавателей был проведен авторский семинар Андреевой О.И. «Влияние профессионализации на изменения личности преподавателя».
Основная цель семинара – поиск ответов на актуальные для всех педагогов вопросы: почему удовлетворение от работы не имеет прямой связи с уровнем профессионализма? Почему педагогическая деятельность довольно часто негативно влияет на психическое состояние педагога, а профессионализм преподавателя далеко не всегда защищает его от негативного влияния психотравмирующих ситуаций и появления профессиональных деструкций?
В ходе семинара педагоги обсуждали проблему выученной беспомощности как вид профессиональной деформации, симптомы проявления этого комплекса, сущность его профилактики в работе со студентами. Завершением семинара стал показ анимационного короткометражного фильма испанских режиссеров Даниэля Мартинеса Лары и Рафа Кано Мендеса «Аlike», художественный образ которого емко и точно передает сущность затронутой проблемы.
Цикл методических семинаров завершал семинар по теме «Историко-образовательное пространство Азова», подготовленный группой преподавателей в составе Афиногеновой Т.И., Вивдич А.А., Назарько Н.В.
В выступлениях участников были озвучены факты и результаты исследований, подтверждающие мысль о том, что Азов богат своими традициями в области образования. Первым государственным учебным заведением не только в Азове или на Дону, но и в России, по мнению старшего научного сотрудника Азовского музея-заповедника Л. Б. Перепечаевой, можно считать, учрежденную по инициативе Петра I в 1698 году в Азовской крепости, первую навигацкую школу в России.
Женской прогимназии, основанной в начале 90-х годов XIX века, покровительствовала Лариса Васильевна Тиммерман, известная дворянка и одна из первых меценатов городской системы образования и медицины. В 1897 – 1905 годах её имя постоянно появляется в «Памятных книжках Войска Донского» как председателя попечительного совета Азовской женской прогимназии, а с 1902 года — гимназии.
«Если вы никогда не жили в Азове и не знаете его истории, если вы считаете себя продвинутым и современным человеком, то он предстанет перед вами маленьким провинциальным городом Юга России – предположила в своем выступлении Вивдич А.А. - Вам трудно понять, почему этот город, педагогический колледж, педагогов с такой любовью, уважением и благодарностью вспоминают тысячи и тысячи учителей, выпустившихся из этих стен за много десятков лет».
Об авторе, создателе этого педагогического признания - Ларисе Тиммерман рассказала Афиногенова Т.И. Сквозь время и поколения, сквозь педагогические концепции и системы, именно ее помыслами создается и наполняется пониманием такое супер современное и научное понятие - образовательное пространство г. Азова.
Тем не менее, совершенствование современного профессионально-педагогического образования связывают сегодня, в первую очередь, с повышением качества содержания учебно-методического обеспечения процесса обучения. Это качество определяется целым рядом критериев, обеспечивающих существенное увеличение КПД учебного процесса, особенно при самостоятельной работе обучаемого. Казалось бы, для современных преподавателей использование ИКТ в учебной деятельности не должно быть проблемой. Однако информационные технологии развиваются столь стремительно, что полученные в этой области знания требуют постоянного совершенствования устаревают. Исходя из андрогогических принципов организации обучения взрослых, наиболее подходящим является деятельностный метод, поэтому в рамках методической недели были организованы и проведены практические занятия, направленные на повышение информационной компетентности преподавателей. Руководители занятий – методист Вивдич А.А. и преподаватель информатики Куценко Л.В.
Использование компьютерных технологий на этапе структурирования УМК позволило преподавателям реализовать свой творческий потенциал, получая при этом технические навыки использования ИКТ. Получив в рамках практических занятий опыт создания электронных УМК, преподаватели смогут и в дальнейшем совершенствовать и использовать подобные материалы в учебном процессе.
Поиску решения проблемы, связанной с низкой творческой активностью и самостоятельностью студентов и, как, следствие, разрешающей задачу получения качественных и реальных курсовых и проектных работ, было посвящено завершающее методическую неделю мероприятие – инструктивно-методическое совещание руководителей курсовых и проектных работ обучающихся. В процессе обсуждения, участники совещания пришли к выводу, что организация выполнения проектных и курсовых работ посредством формы «сквозного задания» позволит развивать самостоятельную деятельность студентов и обеспечить постепенное усложнение решаемых самостоятельно студентом задач, подготовить его к заключительному этапу обучения – выполнению дипломной работы с использованием решений, принятых в процессе выполнения проектных, курсовых заданий и индивидуальных заданий в ходе производственной практики.
Проанализировав уроки и мероприятия, можно сделать вывод, что ее мероприятия вызвали положительный отклик среди участников и способствовали не только профессиональному росту, но и сплоченности коллектива.
Методист филиала А.А. Вивдич